Сиа оказалась почти 100 процентным лидером в опросе желаемых разборов. Думаю не спроста, так как певица смогла объединить в своём творчестве вокальные техники, которые стали её визитной карточкой. Стиль исполнения Сиа — экспрессивный, выстроенный на давлении и даже неком напряжении. Если бы певица пришла учиться вокалу в наши учреждения, ей бы, наверное, сказали, что она не умеет петь. Начали учить поднимать купол и опускать гортань, ведь звукоизвлечение Сиа для многих наших преподавателей неприемлемо даже в рамках современного вокала. Под моим видео о Тванге на YouTube канале даже писали гневные высказывания по типу «как я могу ставить Сиа в премьер». А я могу и буду!
Певица благодаря своему экспрессивному назальному твангу сделала успешную карьеру и стала всемирно известной. В её арсенале не большое количество вокальных техник, но звезда смогла сделать каждый приём своим. Свистковый Йодль (пример техники ниже) делают многие исполнители, но когда он нам встречается в песнях мы ассоциируем его только с Сиа.
Стиль исполнения
Сиа часто использует твёрдую атаку, как на низком, так и на высоком участках своего диапазона. Поэтому на живых выступлениях высокие ноты не редко превращаются в форсирование, вызванное чрезмерной агрессивной подачей. Каждый концертный номер — перформанс. И в этом мне кажется ей нет равных.
Также Sia любит уплотнять гласные A, E, I, O, U. Голосовую подачу певицы можно определить как «из крайности в крайность» — от небрежности и пофигизма к агрессивности и напору.
Слушая её песни, мы словно наблюдаем, затаив дыхания, за руфером, который ходит по краю крыши высокоэтажного дома.
Грудной регистр
Самая основная техника — назальный Тванг, это фирменный почерк певицы. Он у неё настолько особенный, что позволяет с первой ноты узнать голос Sia. Уплотнение гласные, чересчур зауженный воротник гортани (смотрите ниже определение тванга), воздушный напор и австралийский акцент, делают Тванг певицы уникальным.
Вкусность исполнения Сиа в том, что она практически никогда не оставляет свой назальный Тванг в чистом виде, она разбавляет его другими техниками. Предлагаю сравнить звучания классического назального Тванга на примере певицы Emany с Твангом Сиа.
Sia - Big Girls Cry (Live)
Imany - Don't Be So Shy (live)
Тонко и в тему певица часто использует технику Фрай, как бы поджаривая голос, добавляет ему (голосу) лёгкой, томной хрипотцы. Сложность фраевых отступлений в том, что необходимо скоординировать работу вокального аппарата таким образом, чтобы незаметно для слушателя переключаться из режима «работы» в режим расслабление.
Очень вкусный на мой взгляд вокальный приём Сиа использует в песне One Mililon bullet — качание звука, технику также можно услышать у Тины Кароль.
Координация
Здесь мне хочется написать только об одном приёме, который требует хороший организации мышц — Свистковый Йодль. Техника часто фигурирует в живых исполнениях певицы. Йодль — быстрая смена смыкания голосовых связок, чаще всего используются не большие интервалы, но Сиа может и разогнаться на несколько октав.
Белтинг
Почти во всех припевных и бриджевых частях песен певица использует технику Белтинг
Высокие ноты Сиа всегда плотные, в живых исполнениях могут напоминать некий эмоциональный срыв. Плотные гласные, звук мощный и явно проецируемый в твердом небе. Белтинг Сиа крикливый, со слышимыми нотками края (плача), данный приём помогает ей правильно скоординировать вокальный аппарат для высокого звука .
Свистковый Йодль Сиа тоже использует как некую хитрость, чтобы скинуть лишнюю мышечную нагрузку, в случаи если с подачей был перебор. Видео подборку я специально сделала из живых выступлений.
Low notes (низкие ноты)
В самых нижних участках диапазона, певица использует технику углубления. Сиа поёт нижние ноты тихо, без напряжения, позволяя гортани опуститься.
Головной регистр
Фальцет редкий гость в творчестве Сиа, самый её легендарный «прыжок в голову» в песне Chanderly. В живом исполнении Фальцетные ноты певица тоже уплотняет, превращая их в стронговое звучание (с минимальным присутствием в голосе воздуха), в студийных записях они трансформируются в лайт, лёгкий и воздушный звук.
Свистковые ноты — это полное отсутствие опоры. Свист Сиа скримовый, заполненный воздухом, такую позицию сложно удержать, поэтому данную технику в песнях звезды можно услышать как фрагментальный элемент.
Вокальная аранжировка Sia - Alive
I was born in a thunderstorm фрай /фолк/субтон
I grew up overnight фрай/фолк/субтон/тванг/субтон
I played alone фрай/тванг
I played on my own фрай/тванг
I survived фрай/спичь/фрай/ фолк
I wanted everything I never had фрай/фолк/тванг/фолк/субтон
Like the love that comes with Light фрай/фолк/фрай/тван/
I wore envy and I hated that фрай/тванг/субтон/тванг/фрай
But I survived фрай/спичь/фрай/субтон
I had a one-way ticket to a place where all the demons go спич/субтон/фрай/тванг/спич/субтон/фрай/тванг
Where the wind don’t change And nothing in the ground can ever grow спич/субтон/фрай/тванг/спич/субтон/фрай/тванг
No hope, just lies And you’re taught to cry into your pillow спич/субтон/фрай/тванг/спич/субтон/фрай/тванг
But I survived фрай/тванг
I’m still breathing, белтинг
I’m still breathing белтин/свистковый йодль
I’m still breathing, белтинг
I’m still breathing белтин/свистковый йодль
I’m alive белтин/ йодль
I’m alive белтиг
I’m alive белтин/свистковый йодль
I’m alive белтин/свистковый йодль