Дыхание — голос! Дыхание отражает наше внутренне состояние, если нам страшно, мы дышим мелко и быстро, тоже самое происходит, когда находимся в стрессе или напряжении. Игнорируя негативный импульс и пытаясь выстроить дыхание для звука, получаем зажим — тяжелое, непослушное дыхание, а в следствии массивный, трясущийся звук. Мы ежедневно сталкиваемся со стрессовыми ситуациями, которые гнетут на эмоциональном уровне и остаются в нас в форме обиды, Наше дыхание считывает состояние, выдох утяжеляется. Такие ситуации могут происходить очень часто, что стрессовая форма дыхания, становиться природной для нас. Хочу Вам предложить упражнение-медитацию из книги Кристин Линклэйтер — «Освобождение дыхания»
Освобождение дыхания
Условие задания. Читая текст попробуйте детально представить ситуацию и погрузиться в нее.
Утром Вы получили анонимное таинственное письмо. В нем говорится, что в пять часов вечера Вам надо сесть в поезд (или автобус, метро) и направиться до определенной станции за город (или на окраину города). Там Вы должны выйти, повернуть налево и дойти до конца дороги. В стороне от дороги, в глубине сада должен стоять большой дом. Вам сообщено, что дом этот будет пуст, а дверь не заперта. Вам надо войти в этот дом, подняться по лестнице, пройти по длинному коридору налево и ждать в комнате, находящейся в самом конце коридора.
Все это Вы мысленно исполнили.
Сейчас Вы в ожидании, в пустой комнате пустого дома при сгущающихся сумерках.
Упражнение.
Предположите, что Вы находитесь в состоянии ожидания. Позвольте этому ожиданию возбудить дыхание достаточно произвольно, в ритме свободного «учащенного дыхания», Отныне что бы ни случалось внутри Вас, все Ваши чувства должны исходить прямо из центра, где происходит «учащенное дыхание».
Вы стоите посредине комнаты и вслушиваетесь. Вдруг Вы слышите, как внизу хлопнула входная дверь. (Слушайте это, подключив дыхание.) Вы слышите шаги, медленно пересекающие холл внизу. (Дайте этому обстоятельству воздействовать на ваш дыхательный центр — не позволяйте мышцам напрячься — лишь позвольте дыханию ускориться.) Кто-то медленно поднимается по лестнице. Наконец, шаги слышны уже в коридоре. («Учащенное дыхание» должно возбуждаться по-прежнему из центра.) Оставьте внешние мышцы свободными. Постепенно шаги приближаются. Вдруг они затихают у двери Вашей комнаты. (Очень быстрое свободное «учащенное дыхание».) Дверь открывается, и перед Вами стоит Ваш самый лучший друг. (Освободите дыхание со вздохом облегчения, полным огромного удовольствия.)
Не относясь слишком строго к этой незатейливой истории, используйте ее для того, чтобы чувственно представить себе центр диафрагмы. Таинственные события в этой истории провоцируют эмоции, которые усиливаются. «Учащенное дыхание» не позволяет мышцам сокращаться. Сокращение мышц препятствует продуктивной реакции дыхательного аппарата. «Учащенное дыхание», покидая ваше тело, уносит эмоции. Происходит спонтанное взаимодействие между импульсом, эмоцией и дыханием.
Убедитесь в том, что Вы действительно почувствовали переход от ожидания к чувству облегчения в момент, когда Вы видите своего друга. В течение этой сцены у Вас могут возникнуть на каждое новое событие самые разные реакции. Реагируйте так, как Вам захочется, но пусть Ваша реакция будет на учащенном дыхании и вздохе облегчения при переходе от одного состояния к другому.
Главная задача здесь в том, чтобы «разрушить» тот нервно-мышечный процесс, который вызывает напряжение мышц, и перестроить нервно-мышечную реакцию на освобождение сильных эмоций. Другими словами, Вам надо научиться развивать психическую энергию без физического напряжения.
Для вокалиста дыхание играет очень важную роль. Его качество определяет качество звука. Дыхание — это фундамент, на котором мы будем строить красивый многоэтажный дом из техник и приемов. Если Вы не знаете с чего начать обучение вокалу, то начните именно с вокального дыхания. Про него я рассказываю в своем видео блоге.
С Верой Вам, Ваша Рина Довгая.
—