Если начинать разговор с вокального диапазона, который явно отличается от обычного, то туда войдут только «музыкальные ноты», те которые имеют свою определенную высоту. Полный диапазон каждого человека может включать в себя разные «звуковые эффекты». Разделяют их на четыре простых отрезка, которые представлены ниже на рисунке:
За основу распределения голосового диапазона была взята клавиатура фортепиано, для того чтобы Вам было более понятней их взаимодействие относительно друг другу. Мы не будем сейчас говорить о вокальных окрасках и о возможных характеристиках звука, сосредоточимся на высотных свойствах.
Все четыре участка, представленные на рисунке, присутствуют в голосе здорового человека, но в вокале как правило используются только два режима — речевой и фальцетный. Я не спроста назвала их режимами, так как работа голосовых складок (связок) на разных участках голосового диапазона разнится.
В бытовой жизни люди используют обычно только один режим работы голосовых складок — речевой. У всех он отличается, кто-то обладает богатой палитрой звуковых частот, возможно даже больше чем октава — ноной, децимой, у других он значительно меньше, все мы индивидуальны… Также на изображении можно лицезреть отличия между мужским и женским диапазонами. У мужчин голосовые связки плотнее и длиннее женских, поэтому их голоса звучат ниже. Но и здесь есть исключения, так сказать аномалии. Встречаются мужчины, говорящие на высоких тонах и наоборот женщины голоса, которых подобны мужским. Такие явления очень ценны в вокальном мире, они требуют особенных методов развития, но им легче пробиться в ряды популярных личностей.
Рассмотрим речевой и фальцетный режим в отдельности.
Речевой и грудной диапазон.
Речевой диапазон — это участок речи, который звучит в грудном регистре, его еще называют грудным голосом. Это фундаментальный режим работы голосовых связок как для мужчин, так и для женщин. Почти все звезды поют именно в речевой позиции, изредка используя другие участки своего голоса. Но далеко не каждый звук, пропетый в речевом диапазоне можно назвать полноценным грудным голосом. Очень важно найти свой отрезок речевого диапазона, музыкально точно исполненных нот. Найти крайние точки. Особо внимательно нужно подойти к крайнему верхнему участку, только ноту, не зажатую можно считать финальной ступенькой речевого диапазона. Именно эта нота, она как правило не одна, у женщин обычно около 3 тонов, у мужчин 1-1,5 тона, и будет Вашим трамплином в другой режим работы голосовых связок.
Как определить диапазон голоса?
Для того чтобы найти крайние точки своего голоса, Вам понадобится клавиатура. Не беда если дома у Вас не запылилось фортепиано, можно в интернете найти клавиатуру онлайн или скачать себе на гаджет приложением (ссылка на фортепианную онлайн клавиатуру) Важно найти свой удобный тон и начинать с него, если Вам сложно с ориентироваться, возьмите ноту До, на рисунке я для Вас обозначила где она находится, и постепенно, обращая внимание на точность спетых нот, на технике легато (слитно) поднимайтесь выше по полутонам.
Если Вы почувствовали напряжение в голосе и начали переходить на крик, СТОП! Спуститесь ниже на несколько тонов, важно найти свою КОМФОРТНУЮ КРАЙНИЮ ТОЧКУ. То, что Вы делали только что называется форсированием и может навредить неопытному голосу, оно имеет право на жизнь в очень особых, чаще всего эмоциональных голосовых выражениях — но пока это не Ваша история. Если крайним участком будет форсированная нота, то и следующую, и следующую Вы превратите в такую же, а значит не сможете развиваться…Нужно понимать серьезность таких действий. Лучше не дойти, чем перейти через эту очень тонкую грань.
Точку нижнего края мы определяем таким же образом, но здесь критерием будет громкость ноты. От До (любой другой удобной ноты) спускайтесь вниз, когда Вы почувствуете, что звук резко пропал, провалился — вот он Ваш край вокального речевого диапазона — фиксируем.
Фальцетный диапазон.
Что же там за пределами речевого диапазона? — А там фальцет…Как я уже писала выше, голосовые связки перестраивается в другой режим работы, они становятся более растянутыми. Наглядно посмотреть это можно в видео ролике, который я выкладывала в статье «КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ ЙОДЛЬ» (ссылка ).
Фальцет на столько отличается от звучания грудного голоса, что как правило его используют фрагментарно, как украшение, особую окраску в песне. Но есть голоса, которые явно не назовешь фальцетными. Когда ты слышишь полноценное головное звучание, без присущего фальцету воздушной струи, язык не поворачивается назвать такие голоса — Фальцетом, только ПОЛНОЦЕННЫМ ГОЛОВНОМ ГОЛОСОМ.
Фальцетом может петь каждый здоровый человек вне зависимости от половых признаков. Мужчина может почувствовать свое высокое звучание, копируя женский голос, женщина, парадируя детский. Попробуйте поэкспериментировать на себе. Также каждому под силу развить фальцет в полноценный головной звук. Это весьма емкая и трудозатратная работа, требующая много терпения и упорства. Никто не говорит, что будет легко, а если говорит, то скорее всего вводит в заблуждение. Да, общие знания куда и как все это работает Вы можете получить за короткий срок. Но чтобы наработать навык, нужно время и еще раз время….
Как определить свой фальцетный диапазон?
Точно таким же принципом, как и с речевым диапазоном, только теперь точкой отсчета будет крайняя нота грудного голоса. От нее, в фальцетном режиме работы голосовых связок, постепенно поднимайтесь вверх по полутонам до момента, когда Вы опять почувствуете напряжение, сопротивление организма. Это и будет Вашим крайнем переходным участком уже в другой отрезок — свистковый. Очень важно найти также свой край нижнего участка фальцетного диапазона. От той же точки грудой переходной ноты, только в режиме фальцета спускайтесь вниз до момента, когда Вы почувствуете, что голос сам по себе переключился в грудную позицию, найдите этот отрезок и определите переходную ноту.
Если сопоставить относительно клавиатуре речевой и фальцетный диапазон то Вы обнаружите точки их пересечения это будет Вашей золотой серединой с которой нужно больше всего работать.
Зная свой диапазон Вы можете без ошибочно выбирать себе репертуар, который по тесситуре (крайним точкам диапазона) будет Вам подходить. Также Вы в песне легко сможете определить сложные участки и по необходимости транспонировать (повысить или понизить) произведение.
Пример фальцетного и грудного звучания, почувствуйте их разницу.
Знание — это залог успеха. Изучайте свой голос, свои возможности, находите свои уникальности.
Помните, что я с радостью отвечу на Ваши вопросы и всегда жду Вас на своих занятиях вокалом.
Удачи в начинаниях!
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник