«Верхний» голос, находящийся выше речевого диапазона есть у любого человека. Что нужно сделать для того, чтобы перейти на высокие ноты. Ключевое слово, здесь перейти на другой механизм работы вокального аппарата. На высоких нотах мы можем звучать и плотно, и более лайтово-все это нам позволяют разные вокальные техники. Давайте рассмотрим несколько из них -фальцет и «головной» голос.
Звучание фальцета столь сильно отличается от звучания грудного голоса, что в своем чистом виде фальцет применяют в современном вокале как правило частично.
Речевой диапазон (отрезок, участок) голоса – самая привычная, удобная, родная его часть. В современных песнях наибольшая часть мелодии пишется именно для речевого диапазона певца. Более сложные песни других направлений уже не могут ограничиваться речевым диапазоном исполнителя, а требуют от него большего диапазона голоса.
Сравнить фальцет с тренированным головным («надречевая» часть нашего голоса) звуком профессионального вокалиста – нельзя – разница не равносильная. Хороший, профессиональный звук –не продукт природы, и достигнуть его могут все,кто готов развивать свой голос постоянно и правильно. К сожалению, не у всех хватает терпения и целеустремленности, да и многое зависит от знаний преподавателя. Современная модель постановки голоса отличается от традиционной классической модели, используемой в музыкальных учебных заведениях. Превратить свой фальцет в хороший головной голос можно, нужно только знать – как.
В «головном» голосе складки находятся в растянутом, в сравнении с их обычным, речевым, состоянии и смыкаются лишь своим телом, а не самой мышцей.
Растягиваясь и утончаясь при этом, складки получают способность вибрировать с большей частотой, нежели в своем естественном виде. Это и обеспечивает возможность фонации более высоких звуков, чем в повседневной речи. «Головной» голос — звук без воздуха.
В фальцете же связки смыкаются лишь краями и пропускают воздух. Природа фальцета тихая и спокойная. Фальцет — звук с воздухом.
Найдем границы фальцетного режима голосовых связок.
- Определение верхней границы.
Размеры своего фальцетного диапазона лучше всего начать определять именно с переходного участка. Обратите особое внимание — трудные переходные ноты станут совершенно легко исполняемыми, если их спеть фальцетным режимом работы складок.
Далее, как и при нахождении речевого участка, полутонами, обязательно в технике легато, поднимаемся вверх, пока голос может это делать без излишнего напряжения. Рано или поздно ощущения станут напоминать те, которые вы испытывали при достижении переходного участка –некомфортность. Это значит, что вы пришли к следующему переходному участку, отделяющему фальцетный регистр голоса от более высокого – свисткового. Здесь заканчивается ваш фальцетный участок- его пик.
- Определение нижней границы.
От переходной ноты первого переходного участка (между речевым и фальцетным диапазонами) начинаем по полутонам, в технике легато, спускаться вниз. Складки – в фальцетном режиме! Несколько звуков вниз, и фальцетный режим складок исчезнет как бы сам собой, просто зафиксируйте, в районе какой, примерно, ноты это происходит. Теперь у вас есть границы не только своего речевого, но и фальцетного диапазона.
Тоже самое вы можете проделать и с «головным» режимом работы голосовых связок. Как показывает практика учеников, в данной позиции получается подняться по диапазону выше, чем в фальцете.